Среда, 22.01.2025, 08:09
Приветствую Вас, Гость


          

Зоотерапия

Термин «зоотерапия» еще не вошел в словари, хотя лечение животными - точнее, лечение с участием животных - реально существует с эпохи мезолита. Именно тогда, около 10-5 тысяч лет до нашей эры, предки наших пуделей и доберманов зализывали раны своих первобытных хозяев. Палестинцы и иудеи лечили кожные воспалительные заболевания с помощью птиц: прикасались к ним своими пораженными участками, желая заразить птицу, передать ей болезнь – и такой прием, по их свидетельствам, помогал выздороветь. Древние вавилоняне, ассирийцы, египтяне, а чуть позже эллины и римляне, уже сознательно занимались «профилактикой» болезней и заводили в своих домах животных, способных, по их мнению, предохранить и вылечить от бронхита, туберкулеза, болезней сердца и почечной недостаточности. Жители степей и пустынь издревне лечились ужами: клали змею на больное место, чтобы она поглощала болезнь

 

Такое лечение называется анималотерапией (от латинского слова animal – животное), или зоотерапией. В чем его принцип?  В ходе общения биоэнергтическая аура человека вступает в резонанс с биоэнергетическим полем здорового животного. Кошки и собаки - биоэнергетики. Они четко различают отрицательную энергию, которой "фонтанирует" больной орган. При невралгии и артрите пушистый экстрасенс безошибочно находит больное место, прижимается к нему, мурлычет и греет. Особенно благотворно действие "зоотерапевтов" на невротиков и психически больных: животные помогали вылечить детей с задержкой умственного развития.

                                                                              

Конечно, не все в этой области полностью изучено, но на  сегодняшний день зоотерапия развита и научно подтверждена во многих странах мира. В аптеках той же Великобритании даже продаются специальные лечебные кошечки. Многих детей–инвалидов везут в Израиль, надеясь на помощь врачей–дельфинов.

Исследования показали, что дети в присутствии животных чувствуют себя спокойнее и увереннее, особенно в незнакомой обстановке. У детей при чтении вслух артериальное давление повышается и пульс учащается, однако при чтении вслух в присутствии собаки и давление, и пульс остаются нормальными, причем даже после того, как собаку уводили. Положительное воздействие животного не зависело от того, гладил ли ребенок собаку или каким-то иным способом взаимодействовал с ней – достаточно было присутствия животного.  Ученые утверждают, что меньшие братья помогают больным детям преодолеть многие психологические трудности. 

                                                                                  

Главная задача таких занятий по зоотерапии  — развитие сенсорной и эмоциональной сферы ребенка. Общение с животными открывает новые возможности для получения тактильных и зрительных ощущений, причем ощущений, вызывающих у детей положительные переживания. Дети-аутисты, например,  на таких занятиях в первую очередь учатся преодолевать свои страхи перед общением с животными. На занятиях с такими детьми лучше вначале  показывать кошку, морскую свинку, зайца (кролика), собаку, утку, петуха, черепаху, попугая. Эти животные, скорее всего, способны вызвать у зрителей положительные эмоции. А знакомство с колючим ежом, змеей, лисой или совой придется отложить до лучших времен. Если кто-то из детей отказывается погладить животное, не следует на этом настаивать. Нужно только обратить внимание ребенка на то, что его сосед не боится животного и трогает его. Взрослый должен постараться вызвать у детей если не интерес, то хотя бы какое-то эмоциональное оживление при виде животного. Желание ребенка-аутиста потрогать перышки птицы или погладить кота (кролика, свинку) можно считать очень хорошим результатом занятия.  Для закрепления знаний, полученных на зоотерапевтических занятиях, можно предложить детям нарисовать или слепить увиденных животных. Полезно играть в сюжетно-ролевые игры, где дети будут исполнять роли различных животных, изображать ситуации из их жизни.

                                                                                

Зоотерапия особенно привлекательна еще и потому, что не требует больших материальных затрат. Любой живой уголок, созданный в условиях обычного детского сада или стационара, может служить базой для проведения занятий. Для этого необходимо наличие отдельного помещения, в котором будут размещены животные, и специалиста, который бы за ними ухаживал. В условиях живого уголка дети могут не только познакомиться с животными, но и в течение продолжительного времени наблюдать за их поведением, ухаживать за своими любимцами.

 

Одним из методов зоотерапии  для детей с ограниченными возможностями здоровья  можно назвать посещение ими различных зоовыставок. За последние несколько лет, при содействии регионального отделения Общероссийской эколого-гуманитарной общественной организации «Миллион друзей» ,   в Курской  области прошли более 50 международных и национальных выставок кошек редких пород, дог-шоу, выставки грызунов и комнатных растений, семинары, мастер - классы, конференции, шоу-показы  «Кэт-мода», где дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители всегда были  желанными гостями и участниками этих  мероприятий.

            В течение 11 лет в Курске  во время рождественских каникул ежегодно стартует  эколого-гуманитарный  проект «Кубок Черноземья». Наряду с международной выставкой кошек, грызунов и комнатных растений здесь проходят  экскур-лекции для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия по зоотерапии — всего лишь один из методов комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, но их роль в коррекционном процессе немаловажна. Наш опыт показывает, что общение с животными зачастую является одним из самых ярким и запоминающихся эпизодом в их жизни, что помогает детям вместе с родителями побеждать болезнь .